Самостоятельная коммерческая деятельность в России допускается только после прохождения государственной регистрации. Лица, принявшие решение об открытии собственного бизнеса, должны встать на учет, выбрать режим налогообложения, организовать расчеты с клиентами и обеспечить составление отчетности.

Переход к применению специальных систем позволяет существенно сократить объем документооборота. Однако полностью избавиться от него нельзя.

При выборе УСН плательщикам все же приходится заботиться об отражении хозяйственных операций. С этой целью приходится ставить учет.

Действительно, в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 129-ФЗ) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. При этом такие организации ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, то есть в соответствии с нормами ПБУ 6/01 “Учет основных средств” и ПБУ 14/2007 “Учет нематериальных активов” (письмо Минфина России от 19.09.2008 N 03-11-04/2/142). Такие организации ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ. Отметим, что в решении ВАС РФ от 26.01.2009 N 16758/08 судьи заключили, что для организаций, применяющих УСН, книга учета доходов и расходов не только является документом налогового учета, но и заменяет необходимость ведения бухгалтерского учета.

Бухгалтерский или налоговый?

Обязанность постановки бухгалтерского учета имеется только у юридических лиц. Индивидуальные предприниматели могут полностью отказаться от составления проводок. Частные бизнесмены должны обеспечить лишь документирование операций, имеющих значение при расчете налоговых сборов и страховых отчислений.

Четкое понимание отличий между двумя направлениями учета играет ключевую роль в грамотной постановке системы. Определяющим моментом является конечная цель. Налоговый учет необходим для правильного расчета облагаемой базы и обязательств плательщика. Он требует отражения всех доходов и затрат. В регистры вносят лишь ту информацию, которая имеет значение для начисления единого налога.

Бухгалтерский учет, напротив, важен как для внутренних, так и для внешних пользователей. Целью является контроль деятельности компании. Особое внимание здесь уделяют имуществу предприятия, прибыли, обороту. Влияние данных на налоговую нагрузку значения не имеет, а правила отражения сведений строго регламентированы.

Требования к юридическим лицам, перешедшим на применение УСН, заметно жестче. Юрлица должны составлять бухгалтерские проводки по всем операциям.

До этой даты предписывалось фиксировать сведения, касающиеся только основных средств и нематериальных активов. Теперь компании должны вести учет по всем правилам. Это связано с выплатой дивидендов и особенностями организационной формы. Основой как бухгалтерского, так и налогового учета становится первичная отчетность (акты приемки, кассовые чеки, накладные и др.).

PS: Автор ответил на вопрос о необходимости бухгалтерского и налогового учета при применении упрощенной системы налогообложения. В статье уделено внимание отличиям правил для предпринимателей и юридических лиц.

Категории: БлогБухгалтерия

РЭМ-Консалтинг

РЭМ-Консалтинг

Юридическая компания «РЭМ Консалтинг» — это полный спектр юридических, бухгалтерских, финансовых, аудиторских услуг и налоговый консалтинг.

Комментарии

Keune Color · 11.03.2018 в 11:35

а все организации на УСН обязаны вести бухгалтерский учет?

davlinderman (@davlindeman) · 11.03.2018 в 11:37

Должны вести бухгалтерский учёт и составлять бухгалтерскую финансовую отчётность все хозяйствующие субъекты, применяющие упрощенный режим налогообложения, по следующим основаниям:

для целей внутреннего контроля;
для предоставления полной и достоверной информации о стоимости капитала участникам общества;
во избежание проблем при реорганизации предприятия;
для определения действительной стоимости доли капитала при выходе участника из общества;
во избежание проблем с контролирующими органами, которые имеют право инициировать банкротство предприятия, которое, не секрет от всех, осуществляется по просьбе партнёров по бизнесу, т. е. конкурентов;
в связи с утратой права на применение УСН и соответственно при переходе на общую систему налогообложения;
для предоставления контрагентам перед заключением контракта последней финансовой отчётности организации, чтобы по ней судить об уровне платежеспособности и финансовой устойчивости партнера.

Антоно Антон · 11.03.2018 в 11:40

С налоговой спорить – себе дороже. Поэтому я отдал всю бухгалтерию на аутсорсинг … ☺

Добавить комментарий