Алиса это умеет

Юридическая компания РЭМ-Консалтинг даёт разрезания на многочисленные  вопросы о необходимости бухгалтерского и налогового учета при применении упрощенной системы налогообложения. В статье уделено внимание отличиям правил для предпринимателей и юридических лиц.

Самостоятельная коммерческая деятельность в России допускается только после прохождения государственной регистрации. Лица, принявшие решение об открытии собственного бизнеса, должны встать на учет, выбрать режим налогообложения, организовать расчеты с клиентами и обеспечить составление отчетности.

Переход к применению специальных систем позволяет существенно сократить объем документооборота. Однако полностью избавиться от него нельзя.

При выборе УСН плательщикам все же приходится заботиться об отражении хозяйственных операций. С этой целью приходится ставить учет.

Действительно, в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 129-ФЗ) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. При этом такие организации ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, то есть в соответствии с нормами ПБУ 6/01 “Учет основных средств” и ПБУ 14/2007 “Учет нематериальных активов” (письмо Минфина России от 19.09.2008 N 03-11-04/2/142). Такие организации ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ. Отметим, что в решении ВАС РФ от 26.01.2009 N 16758/08 судьи заключили, что для организаций, применяющих УСН, книга учета доходов и расходов не только является документом налогового учета, но и заменяет необходимость ведения бухгалтерского учета.

Бухгалтерский или налоговый?

Обязанность постановки бухгалтерского учета имеется только у юридических лиц. Индивидуальные предприниматели могут полностью отказаться от составления проводок. Частные бизнесмены должны обеспечить лишь документирование операций, имеющих значение при расчете налоговых сборов и страховых отчислений.


Четкое понимание отличий между двумя направлениями учета играет ключевую роль в грамотной постановке системы. Определяющим моментом является конечная цель.

Налоговый учет необходим для правильного расчета облагаемой базы и обязательств плательщика. Он требует отражения всех доходов и затрат. В регистры вносят лишь ту информацию, которая имеет значение для начисления единого налога.

Бухгалтерский учет, напротив, важен как для внутренних, так и для внешних пользователей. Целью является контроль деятельности компании. Особое внимание здесь уделяют имуществу предприятия, прибыли, обороту. Влияние данных на налоговую нагрузку значения не имеет, а правила отражения сведений строго регламентированы.


Требования к юридическим лицам, перешедшим на применение УСН, заметно жестче. Юрлица должны составлять бухгалтерские проводки по всем операциям.

До этой даты предписывалось фиксировать сведения, касающиеся только основных средств и нематериальных активов. Теперь компании должны вести учет по всем правилам.

Это связано с выплатой дивидендов и особенностями организационной формы. Основой как бухгалтерского, так и налогового учета становится первичная отчетность (акты приемки, кассовые чеки, накладные и др.).

Категории: БлогБухгалтерия

Аватар

Аноним · 05.02.2019 в 15:59

Я в одном лице единственный участник и работник ООО (УСН). Последние два года деятельности не было. Жена (ни разу не бух) сдавала нулевую декларацию, а бухгалтерскую отчетность не делали. Что грозит?

    РЭМ-Консалтинг

    РЭМ-Консалтинг · 05.02.2019 в 18:01

    Несданная налоговикам бухотчетность грозит штрафами в размере около 1 тыс. руб. Но есть еще и обязанность сдавать бухотчетность в Росстат. А тут возникает еще один штраф до 5 тыс. руб. То есть с учетом потенциальных штрафов выгоднее оплатить работу аутсорсинговой компании по формированию и сдаче нулевого баланса.

Аватар

Олег · 04.02.2019 в 16:00

Открываю ООО в Москве – автомойка. Буду работать на ЕНВД. В бухгалтерии – ноль. Такой вопрос – реально самому вести учет в моей ситуации? Понятно, что буду консультироваться на форумах и т.п.

    Анна Барт

    Анна Барт · 05.02.2019 в 16:05

    Во-первых, почему ООО, а не ИП? Ип не обязаны вести бухучет, а налоговый учет на ЕНВД в принципе отсутствует. Т.е. ИП на ЕНВД – как раз для вашего случая. А если будет ООО, то тут уже бухучет по полной программе. Во-вторых, уверен, что не осилите баланс без знаний. В этом случае идеален аутсорс. Дешевле будет чем свой бух, т.к. не надо платить страховые взносы с ее зарплаты, больничные, декретные и пр

Аватар

Антоно Антон · 11.03.2018 в 11:40

С налоговой спорить – себе дороже. Поэтому я отдал всю бухгалтерию на аутсорсинг … ☺

Аватар

Keune Color · 11.03.2018 в 11:35

а все организации на УСН обязаны вести бухгалтерский учет?

    Анна @РЭМ-Консалтинг

    Анна @РЭМ-Консалтинг · 15.01.2019 в 20:01

    Должны вести бухгалтерский учёт и составлять бухгалтерскую финансовую отчётность все хозяйствующие субъекты, применяющие упрощенный режим налогообложения, по следующим основаниям:

    • для целей внутреннего контроля;
    • для предоставления полной и достоверной информации о стоимости капитала участникам общества;
    • во избежание проблем при реорганизации предприятия;
    • для определения действительной стоимости доли капитала при выходе участника из общества;
    • во избежание проблем с контролирующими органами, которые имеют право инициировать банкротство предприятия, которое, не секрет от всех, осуществляется по просьбе партнёров по бизнесу, т. е. конкурентов;
    • в связи с утратой права на применение УСН и соответственно при переходе на общую систему налогообложения;
    • для предоставления контрагентам перед заключением контракта последней финансовой отчётности организации, чтобы по ней судить об уровне платежеспособности и финансовой устойчивости партнера.

Добавить комментарий