
ФНС России выпустило крайне дискуссионное Письмо от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247 «О профилактике нарушений налогового законодательства», в котором обозначила признаки фиктивной деятельности налогоплательщика, мероприятия налогового контроля, направленные на выявление и предотвращение такой деятельности, а также ввела непредусмотренный законом механизм отзыва (аннулирования) налоговых деклараций.
К признакам фиктивной деятельности в Письме отнесены, в частности:
- представление уточненных налоговых деклараций с некорректным порядковым номером корректировки
уклонение руководителей налогоплательщика от явки на проведение допросов (более 2-х раз)
явка на допросы с представителями (адвокатами); - непроживание руководителей налогоплательщика по месту их регистрации;
выдача доверенности на представление интересов представителям, зарегистрированным (проживающим) в других субъектах РФ;
организация является вновь созданной (дата создания/регистрации – 2017 год); - предоставление налогоплательщиком на протяжении нескольких предыдущих отчетных (налоговых) периодов «нулевой» отчетности;
- приближенность отраженных в налоговых декларациях сумм доходов к сумме расходов;
- удельный вес налоговых вычетов по НДС более 98 %;
- ненахождение организации по месту ее регистрации;
незаключение договора аренды с собственниками помещений; - среднесписочная численность 1 человек либо отсутствует;
- неполучение руководителями организаций доходов, в том числе и в организациях, руководителями которых они являются;
- изменение налогоплательщиками места постановки на учет;
- внесение сведений о смене руководителя организации незадолго до предоставления отчетности;
- отсутствие расчетных счетов в течение трех месяцев с даты создания (регистрации) организации;
- открытие (закрытие) множества расчетных счетов (более 10);
- «транзитный» характер движений денежных средств по расчетным счетам;
- открытие расчетных счетов в банках, отличных от места регистрации организации;
- руководитель (учредитель) организации не является резидентом РФ.
Для сбора необходимых доказательств налоговый орган проводит допросы руководителей, учредителей, представителей налогоплательщика.
Письмом предусмотрены также следующие мероприятия налогового контроля:
- осмотр помещений по адресу налогоплательщика;
- истребование у банков документов (информации) в целях установления и проверки полномочий лиц, открывающих счет и имеющих право на распоряжение находящимися на счете средствами;
- истребование у удостоверяющего центра документов (информации) с целью установления и проверки полномочий лиц, обратившихся за получением сертификатов ключей проверки электронных подписей;
- проведение экспертизы документов и информации на машинных носителях (почерковедческая, автороведческая, технико-криминалистическая) в целях исключения фактов представления фиктивных документов и проверки достоверности подписей лиц.
Налоговым органом может быть инициирована процедура аннулирования налоговых деклараций, если им на основе указанных в Письме признаков будут установлены факты фиктивной деятельности налогоплательщика.
Защищаем бизнес от необоснованных претензий 18 лет. За последний год проведено более 150 консультаций.
В Письме приводится Инструкция по отзыву (аннулированию) соответствующих налоговых деклараций, хотя НК РФ такая процедура не предусмотрена.
Признаки фиктивной деятельности, которые приводятся в Письме, вызывают множество вопросов, поскольку большинство из них сами по себе никак не могут свидетельствовать о фиктивности и в целом ставят под сомнение адекватность системы.
В частности, введение территориального критерия при выдаче доверенности представителям ограничивает налогоплательщика на свободный выбор, что является нарушением как прав налогоплательщика, так и прав представителей.
Отсутствие руководителей организации по месту их регистрации не имеет никакого отношения к деятельности самой организации и уж тем более не может оказывать влияния на ее фиктивность.
Презюмирование фиктивности вновь образованных предприятий, исходя из единственно факта их создания, и вовсе абсурдна.
Особый же резонанс вызывает та часть Письма, из которой следует, что участие адвоката в допросе равносильно отсутствию реальности ведения деятельности.
Оценка ФНС России факта присутствия адвоката на допросе очевидно является тревожным знаком, приравнивающим неотъемлемое право лица на юридическую помощь, предусмотренное ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, к компрометирующим обстоятельствам. Привлечение адвоката к участию в допросе является безусловным конституционным правом налогоплательщика.
Предвзятость обозначенных в Письме признаков фиктивности при их формальном применении может создать негативный прецедент, на который могут впоследствии ссылаться нижестоящие налоговые органы при вынесении решений.
Эксперты «РЭМ-Консалтинг» готовы предоставить консультации по вопросам сопровождения мероприятий налогового контроля, а также выступить представителями налогоплательщиков в рамках таких мероприятий в налоговых органах и в суде.